Помощь логопеда в развитии речи у ребенка
Ребёнок с проблемами в развитии речи и помощь логопеда

С каждым годом увеличивается количество детей с проблемами речи. В основном это мальчики и девочки, которые не начинают разговаривать в положенный срок. Без помощи компетентного логопеда здесь не обойтись. Важно не упустить время, иначе могут возникнуть более серьёзные проблемы со здоровьем

В какой последовательности происходит развитие речи?

Специалисты выделяют такие этапы становления речи:

  • Предречевой (реакция на звуки и их произношение, активная мимика) — 2-3 месяца.
  • Начальные звуки (обычно они повторные, к примеру, ма-ма, па-па, да-да, гу-гу) — 6 месяцев.
  • Простые слова (например, мама и папа) — 1 год.
  • Фразы (к примеру, хочу кушать или давай играть) — 1,5-2 года
  • Грамматическое развитие (более трудные фразы, применение союзов, предлогов, множественного числа и пр.) — 2-3 года.
  • Формирование словарного запаса, связная речь, рассказ небольших историй — 3-4 года.

Этапы развития речи носят ориентировочный характер. Но если отклонения значительные, то не стоит медлить с обращением к логопеду.

Как понять, что пришло время запускать речь?

Существует несколько признаков, которые свидетельствуют о том, что пришло время обратиться за помощью к логопеду. Отсутствие речи — основной из них. Также специалиста нужно посетить, если речь заметно ограничена, если малыш не пытается общаться, если он постоянно встревожен, наблюдаются сложности в общении с другими детьми.

Чаще родители сталкиваются с одной из таких ситуаций: в 2 месяца малыш не говорит никакие звуки, в полгода — не произносит слоги; в 8 месяцев — не реагирует на голоса окружающих; в 2 года — не понимает, что к нему обращаются, в 3 года — не говорит простыми предложениями.

Как действует специалист по речи?

В первую очередь логопед налаживает общение с малышом. Затем специалист предлагает маленькому пациенту игры, которые предполагают речевые реакции. Всё происходит в спокойной обстановке, за каждый звук логопед поощряет малыша.

После игры специалист учит ребёнка повторять определённые активные движения и имитировать какое-то действие: к примеру, прыжок в лужу со звуком «бах». В случае с маленьким пациентом такой эмоциональный всплеск часто приводит к тому, что он начинает произносить звуки и даже слова.

Далее логопед задаёт простые вопросы и тем самым учит малыша определять связь между предметом и его наименованием. К примеру: «Где лежит книга? Покажи её». После специалист работает со словами и с лексическим запасом ребёнка.

Эффективные способы запуска речи

Специальные игры признаны самым действенным способом запуска речи у детей разных возрастов. Суть любой такой игры заключается в том, чтобы заинтересовать ребёнка и подвести его к произношению звуков, слов, фраз, предложений, историй.

Логопед также может прибегать к визуальному способу. В этом случае малыша учат определять взаимосвязь между предметами и картинками. Специалист использует карточки с рисунками и буквами.

Моделирование речи — способ, применяемый при работе с детьми, которые уже разговаривают, но делают это ещё недостаточно хорошо. Повторение звуков и слов — способ, который помогает научиться разговаривать чётко. Выбор способов напрямую зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

Чтобы научиться запускать речь у детей, которые не начали разговаривать в принятый срок, нужно пройти специализированные курсы повышения квалификации. После получения таких знаний можно будет работать в детском саду, школе, поликлинике, центре реабилитации или вести частную практику.

Добавить комментарий